Главная » Файлы » Архив автора » Наталья Тинта

"Храм делает не священник, а прихожане"
19 Января 2017, 15.19

– значение этой фразы  воспринимается и в прямом смысле: делать, строить, и в другом – строительство храма души. Причины многих людских бед – незнание, непринятие, неповиновение, а ведь именно  добродетелям учит православная церковь. Вера – вот что объединяет народ на свершения и победы. 

Детские воспоминания самые яркие, они остаются на всю жизнь.  Иногда кажется, что ты и не был в каком-то месте, а память рисует картины из детства. Одним из таких воспоминаний для меня является Храм Покрова Пресвятой Богородицы, что в селе Покровское.
 Церковь не была закрыта в советские времена, проходили службы. Но обряд крещения совершался чаще всего тайно, так как коммунистическая партия не приветствовала крещеных людей: им нельзя было вступать в партию и многое другое тоже было нельзя. 
Моя бабушка Ольга Ивановна, православный и воцерковленный человек, не состояла в рядах коммунистов и, конечно, окрестила всех своих внуков. 
Тогда настоятелем Покровского храма был архимандрит Герман. Помню, он всегда ходил пешком, его можно было встретить и в поселке, и по дороге в деревни прихода. Батюшка Герман казался мне очень высоким и строгим. Его черное облачение придавало значимости и вызывало уважение.  Если встречала его на улице, то  обязательно здоровалась, а он всегда спрашивал: "Как ведешь себя, дочь Николая?". Я дрожащим голосом отвечала: "Хорошо!",  а сама тотчас вспоминала, не натворила ли чего, думая, что он все видит и знает. Всегда удивлялась, откуда он знаком с  моим отцом. Ведь папа не посещал церковь и не был на службах.
Бабушка водила нас, внуков, в церковь по воскресеньям и на престольные праздники. Отец Герман исповедовал и причащал. Идти в храм было страшно: не только  потому, что нужно было рассказать о неправильных поступках, но и потому, что в самой церкви было очень темно – казалось, пахло сыростью от  старых серых стен, ликов святых на них было практически не видно. 
После смерти бабушки  Оли в церковь я стала ходить очень редко. В Покровском храме, стыдно признаться, не была несколько лет. И вот в начале этого года сразу после Рождества Христова мне довелось посетить храм и пообщаться с настоятелем  – отцом Виктором. 
Первое, что произвело приятное впечатление – это белые стены с красивыми фресками и светлыми  ликами святых. А  второе  –  освещение.  в церкви было светло, как белым днем, стояла украшенная игрушками новогодняя елка. и  третье – отец Виктор встретил радушной улыбкой, поэтому детский страх испарился. Почувствовала себя как-то спокойно, умиротворенно. 
Общаться со священниками для меня всегда несколько сложно, боишься сформулировать вопрос неправильно, повести себя нетактично, поэтому сразу извинилась перед отцом Виктором. Он же в свою очередь сказал: "Веди себя естественно и спрашивай, что необходимо". 
- Поделитесь воспоминаниями о том, как и когда Вы приняли решение служить в церкви? 
- Никакого провидения мне не было, если Вы это имели в виду.  Я родился в православной семье и жизнь без веры не представлял. В селе Дурасовка, где я жил (это Порецкий район бывшей Симбирской губернии), был храм, построенный в 1523 году.  Туда ходили мои родители и я, когда был отроком. Рядом с храмом находилась  могила дьякона Михаила, и на могильной плите была надпись, что служил он в церкви 53 года.  Это врезалось в память. 
Прошли годы. Менялась моя жизнь. В 1985 году я был рукоположен по воле Божьей во диаконы. Восемь месяцев был дьяконом, служил в селе Куженкино, а затем по предложению Благочинного Вышневолоцкого округа отца Василия был рукоположен архиепископом Виктором Тверским и Кашинским во иереи, после чего служил в Богоявленском соборе города  Вышний Волочек.   И вот уже 22 года служу в церкви. 
 - Отец Виктор, Вы сказали, что родились в православной семье. Время Вашего детства выпало на трудные послевоенные годы. Как выживали?
-  Да как и весь православный люд. С нашего села на войну ушли мужики с 400 дворов, а вернулись только в одиннадцать. У моего деда было пять сыновей, а домой пришел только один мой отец. Вот на нас, мальчишках,  и лежало все бремя ответственности за работу в колхозе. Председатель колхоза  разговаривал с нами как со взрослыми мужиками, да и задачи перед нами ставил недетские. Уже в восьмом классе я был комбайнером, до этого два года ходил в учениках. Жали  пшеницу и рожь, а среднее поле было 500 га. Зерно грузили на баржу на реке Сура, которая впадает в Волгу. Домой возвращались за полночь без сил, а утром в школу пешком пять километров от нашего села. После школы – опять за комбайн и в поле. Никто не жаловался, понимали, что нужно помогать. 
…Батюшка рассказал мне, что проходил срочную службу в армии на Камчатке во флоте, до армии окончил художественное училище. 
Для меня стало откровением знакомство  и общение отца Виктора с отцом Германом, более того, они земляки. Однажды по приглашению батюшки  Германа о. Виктор приехал в Покровский храм. Именно отец Герман произнес судьбоносную фразу: "Мне кажется, будешь здесь священником". Спустя некоторое время так и случилось. 
- Первая моя служба в храме Покрова Пресвятой Богородицы была на 22 мая (Никола летний, от ред), - продолжает батюшка. - Храм был полон. Пожилые люди, взрослые, молодые и ребятня. 
Вспоминаю черные стены, палки со свечами вместо люстр.  Думал, и не отмоем, но с Божьей помощью потихоньку  покрасили стены, подремонтировали крышу.
 Амосовская печь под полом пришла в негодность, и теплый воздух из вентиляционных отверстий поступал вместе с едким дымом. Обогревать помещение стало невозможно. Пришлось решать и эту задачу. Со временем и с большим трудом удалось провести в храм газ, благодарю за помощь Русский фонд содействия образованию и науке. Обновили фрески на стенах – спасибо добрым людям, которые откликаются на просьбы о помощи.  Многие  иконы реставрировал сам, благо обучен рисованию,  услуги реставраторов очень дорогие, нет у нас таких средств. 
Не только свой храм пришлось об-
лагораживать отцу Виктору. Полуразрушенная Трестинская церковь была приписана к Покровскому храму. Много усилий приложил батюшка, чтобы восстановить и этот очаг православия. В данный момент церковь Рождества Христова является действующей, уже проводятся службы,  есть свой настоятель – отец Игорь. 
- Когда состоялась  первая служба, Вы вспоминали, что в церкви было много прихожан. А сейчас часто люди приходят в храм?
- В наше время люди обращаются к Богу, если совсем становится плохо. А чтобы прийти на обычную службу – это же нужно выбрать время в выходной день. Нехорошо это, ведь храм делает не священник, а прихожане. В праздники еще побольше православных.  Родители должны быть верующими, чтобы своим примером вести детей к вере. Молодежь необходимо воспитывать на примерах исторических личностей, а как это возможно, если из школьной программы убрали поэтов и писателей, которые описывали великие исторические события, подвиги величайших людей, на которых мы равнялись в свое время… Потеряны  символы, бывшие святыми для многих поколений. Вера всегда объединяла народ.  И от примера взрослых зависит, будет ли ребенок придерживаться законов Божьих. 
Ведь раньше как?  Не ходил парень в армию – стыдоба, за таких девчонки и замуж не выходили. Родине не служил – остался бобылем. 
А приход стал гораздо меньше, чем раньше. Старею я, стареет и мой приход.  Нужно успеть  многое сделать.
- Что бы Вы пожелали современным молодым людям, да и взрослым тоже?
- Молодежи – больше брать пример с уходящего поколения, которое пережило войну, голод и холод, но не утратило Веры. Пожилым чаще вспоминать о грехах своих, чаще исповедоваться, воспитать детей своих в Вере и благочестии. Господь Иисус Христос говорил: "В чем застану, в том осужу!", нужно не забывать об этом. Матерям, которые желают, чтобы сыновья не служили в армии, необходимо подумать о том, кто же нас будет защищать. Первая заповедь Бога Отца: " Шесть дней делай, седьмой день Господу Богу твоему!" - это обязанность каждого христианина. 
Отцу Виктору недавно испол-
нилось 70 лет. Несмотря на возраст, он энергичный и деятельный человек. Большой объем работ в церкви выполняет самостоятельно. С детства приучен к труду, ему по плечу и столярное, и плотницкое дело. Легко управляется с молотком, топором и рубанком. Помимо всего, любит читать, поэтому беседовать с ним одно удовольствие. А еще и на гармошке может сыграть. 
Дел и задумок у батюшки  действительно много. Срочно нужно менять крышу – покрывать железом. Одну часть уже сделали: материалы очень дорогие, а работы по строительству стоят еще дороже. Жестянщиков трудно найти, на всю область десять человек, работают даже за границей. Хотелось бы сменить купола и облачить их в голубой цвет – по словам отца Виктора, это цвет Богородицы. 
Дохода церковь практически не имеет. Батюшка даже заработную плату не получает, хорошо, что есть военная пенсия, да и та зачастую уходит на нужды храма. 
...С настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы мы разговаривали долго. Отец Виктор вышел проводить меня. Он стоял возле ворот церкви, и в тот момент мне показалось, что есть некое сходство между батюшкой Германом и отцом Виктором: глубокий пронзительный взгляд и некая грусть в глазах. И я подумала: в надежные руки передал свой приход архимандрит Герман. 
Все мы родом из детства... После этой встречи с отцом Виктором мне удалось изменить детские впечатления о Покровском храме и многое осознать для себя сегодняшней. 
                      Наталья Балуева
Категория: Наталья Тинта | Добавил: Леля
Просмотров: 454 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]