Главная » Файлы » Архив автора » Вера Яблочкина

Это нужно не мертвым, это нужно живым…
05 Мая 2016, 12.52
На территории Фировского района во время Великой Отечественной войны располагалось несколько аэродромов.  Все они входили в состав шестой воздушной армии Северо-западного фронта, которая успешно действовала в районе Демянского котла. Эта армия участвовала и в Берлинской операции. 74-й  штурмовой авиационный полк располагался в деревне Градобить. Больше всего для увековечивания истории полка сделал  в 1995 году 
Николай Сергеевич Мусатов,  воевавший  на легендарном штурмовике "Ил-2". им издано несколько книг: "Крылья шестой воздушной армии", "Штурмовики в небе войны", "Могучие крылья Ил-2", "Боевая слава не померкнет".  
С дарственными надписями они хранятся в районном краеведческом музее. эти книги помогают тем, кто сегодня продолжает  интересоваться историей авиационных полков, которые располагались на нашей Фировской земле. 
В ноябре 2015 года Николаю Сергеевичу исполнилось 100 лет. Он живет в Балашихе, является председателем Московского совета ветеранов 3-й гвардейской Валдайско-Ковельской Краснознаменной ордена Суворова второй степени штурмовой авиационной дивизии.
Вот как характеризует свою боевую машину Н. Мусатов:  "Самолет ИЛ-2 был  грозной машиной,  отлично выполнял  боевые  задания  на  низких  высотах (5-10 метров), имел хороший обзор впереди. Для того,  чтобы незаметно подойти к цели из-за  леса, населенного пункта, внезапно выйти на цель, летчикам приходилось летать на высоте 2 -3  метра от поверхности земли (бреющий полет). Этим самым удавалось застигнуть противника врасплох, затрудняло открытие им прицельного огня.
Атаки чаще совершались на бреющем полете. Летчики-штурмовики, воздушные стрелки видели врага воочию, били его  почти в упор, наверняка.  ИЛ-2 извергал "огонь и пламя" из пушек и пулеметов, реактивных установок,  сбрасывал сотни килограммов различных  бомб.  Атаки  штурмовиков  были  внезапными,  стремительными,  они  наносили  противнику  потери,  сеяли  страх  и  панику  в его  рядах.   Фашисты  с ненавистью  прозвали  ИЛ-2  "Шварцетом" - "Черной смертью", "летающим танком".
В газете "Коммунар"   сообщалось, что 21 декабря 2015 года в Фировский районный краеведческий музей приезжали гости из Москвы – семья Олейниковых: Владимир Николаевич, Екатерина Борисовна и их сыновья, ученики 199-й школы города Москвы, Андрей и Денис.  Мальчики, занимаясь в центре дополнительного образования "Патриот", мастерят  авиамодели, занимаются спортом, участвуют в военизированных соревнованиях.  Но самое главное – их интересует судьба прадеда, которому они посвятили модель привезенного ими штурмовика: на таком когда-то в  1941-м   летал  Николай Петрович Олейников.
Родился он в 1919 году в Ростовской области  на хуторе Субат. Так сказано в извещении, полученном семьей в январе 1942 года.  Мы мало что знаем об этом человеке.  Его внуки и правнуки собирают по крупицам сведения о том, каким был их дед и прадед,  отдавший жизнь за Родину. Для нас он интересен тем, что волею судьбы оказался на Фировской земле во время проведения Демянской, Новгородской операций, участвовал в боях и был сбит в Жарах 17 декабря 1941 года.
Первый приезд семьи Олейниковых  на Фировскую землю состоялся 9 мая 2015 года после Парада Победы  и прохождения по городам и весям Бессмертного полка, в котором они принимали непосредственное участие. Разместив на своих  футболках большие фотокопии прадеда, прошли по Красной площади. Ребятишки очень горды своим прадедом;   память о нем хранят и стараются донести до других знания о его подвиге. 
Кстати,   в книге Н. Мусатова  "Могучие крылья "ИЛ-2" на  44 странице  есть такие строки: "Во время охоты за транспортными самолетами летчики полка  Галкин,  Олейников,  Нестеров  и  Фролов сбили  за один вылет по три  "Ю-52"…
Олейниковы  привезли  и  передали музею несколько документов, которые отыскали в архивах Москвы и Твери. В  найденном ими списке перезахороненных в рождественскую братскую могилу  семь имен, а  на мраморной доске только  имя их деда.   Владимир Николаевич поставил перед собой задачу добыть документы, подтверждающие,  что остальных погибших перезахоронили в их областях. Сейчас это очень сложно, потому что время стирает много информации, и подчас она не восстановима. Ведь эти пилоты были отправлены  из разных военкоматов.  
Краеведческому музею переданы  копии писем, которые пришли во время войны на хутор матери прадеда, Пелагее Евгеньевне, отправлены они были 24 февраля 1942 года. По строкам из писем полковых товарищей мы узнаем, каким он был человеком:  "Память об этом ответственном, скромном, полном решительности патриоте будет жить в веках.  Коля погиб в бою с германским фашизмом при выполнении своего священного долга 17 декабря 1941 года,  похоронен как достойный защитник своего Отечества в районе Бологое, деревня Жары  Рождественского сельского совета Фировского района Калининской области". (В 1956  году останки  были перевезены в братскую могилу села Рождество).
Существует и  такая неточность: было сбито два самолета в Жарах, и вроде как они сгорели. Но как тогда уцелели вещи, что были на бойцах (унты, бумажные документы)? их рассылали потом по адресам погибших военнослужащих. Устанавливать истину с каждым годом все  труднее.  но необходимо сделать  для этого все  возможное. 
                По материалам Фировского 
                        краеведческого музея 
         подготовила  Вера Мальцева 
Категория: Вера Яблочкина | Добавил: Леля
Просмотров: 347 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]