Главная » Файлы » Архив автора » Внештатные сотрудники

Плач разбитого колокола
27 Июля 2017, 14.39
"А золотые купола
Кому-то черный глаз слепили:
Ты раздражала силы зла
И, видно, так их доняла,
Что ослепить тебя решили,
Россия!"
– какими точными словами охарактеризовал поэт эпоху пути к светлому будущему после захвата власти большевиками в 1917-ом году. Сказал, спел об этом Игорь Тальков и получил смертельную пулю уже в лихие 90-е. Его гибель – это что, мистическое переплетение временных потоков или "привет" от черноглазых, которых золото куполов слепило?
Этот историко-мистический рассказ
должен был увидеть свет более трех лет назад. Но, помня слова русского классика Л.Н. Толстого о том, что "писать надо только тогда, когда каждый раз, обмакивая перо, оставляешь в чернильнице кусок мяса", пришлось повременить… Закончилась эта история в сентябре 2015 года, а точнее, ближе к празднику Богородицы.
Начиналось все до безобразия просто, как в народе говорят, "пошел за спичками". Сотрудник газеты "Коммунар" Светлана Цветкова, зная о том, что я иногда захаживаю в Государственный исторический архив в Санкт-Петербурге, попросила меня узнать какие-нибудь исторические данные о храме в деревне Домкино. И с этого момента начались прямо булгаковские чудеса…
Многие люди знают про святой источник в селе Рождество, возникший божественным, чудесным образом с обретением чудотворной иконы Рождество Пресвятой Богородицы, приплывшей против течения, вопреки всем законам физики и гидродинамики. Этот мой небольшой рассказ не является какой-то агиткой "за здорово живешь", а всего лишь взгляд со стороны на жизнь, теплящуюся в действующих храмах и часовнях нашего района. Сразу можно предположить, что материалисты и безбожники скажут, что бредни это все. Они будут стоять на том, что не слышат скорбного плача колокола; равнодушным они скажут, что это вздор. Равнодушие же – одна из ступенек, ведущих к произволу и разрухе, и не только в мозгах. Вот она, зараза-то, которая проникла в наш народ и через важнейший человеческий сосуд – православную веру, точнее, через некоторых ее недостойных служителей. При желании каждый сам сможет для себя назвать конкретное лицо, может, даже несколько…
Приезжайте в деревню Королево. Ос-
тановитесь на перекрестке большака, возле моста через речку и дороги, ведущей в Домкино. Вслушайтесь. И сущая правда: вас окутывает и сковывает это колокольное рыдание. Оказывается, на этом самом месте (со слов старожилов) упал с кузова машины и разбился вдребезги колокол, который сняли с колокольни Домкинского храма Параскевы Пятницы и везли в переплавку на железнодорожную станцию в Фирово. Но не сдался он! Со слов ныне покойной жительницы Королева Валентины Николаевны все это происходило в конце 30-х годов.
Дабы сориентировать людей из других регионов, я побуду немного местным экскурсоводом. Заезжаем в район со стороны Вышнего Волочка: нашему взору предстают голубые купола церкви в селе Покровское. Это единственный храм в районе, который никогда не закрывался, не пострадал в годы богоборчества. Удивительно, но это факт и даже какая-то Божья защита. Со всей округи съезжались сюда с опаской и оглядкой окрестить своих детей жители района, да и из крупных городов тоже приезжали на это таинство. В советские времена в храме длительное время был настоятелем архимандрит Герман – большой, чистой и сильной души человек, стараниями и молитвами которого сохранялась церковная жизнь этого прихода. Нынешнему настоятелю, отцу Виктору, приходится самому в поте лица, засучив рукава работать для содержания храма в приглядном виде.
По пути заезжаем в поселок Сосновка и поворачиваем с трассы налево, пересекаем реку Цна, въезжаем в деревню Новоселье. Что нас интересует здесь? То, что осталось от былых времен: основание разрушенной часовни, бледная тень от каскадных прудов. Из валунов были построены амбары – это все в усадьбе Ярцевых. Вы только вдумайтесь, что строительство не обошлось без участия русского архитектора Львова! В памяти же наших современников Новоселье ассоциировалось со спиртзаводом, на котором перерабатывали картофель в спирт. А теперь что? Картофель выращиваем, но уже какой-то голландский, тем самым поддерживаем иностранных фермеров с их дешевой отравой, а нам-то уже все это невыгодно.
Оказывается, что мы чудес Валдайс-
кой земли толком и не знаем! Прежде чем погрузиться в исследование в Государственном историческом архиве Санкт-Петербурга, у меня появилась возможность посмотреть воочию храм в Домкино.
За неимением хорошего рысака пришлось оседлать его железное подобие по кличке мотоцикл. Погода стояла великолепная. Двинулся я из Рождества. Думаю, мотанусь через Жабны на Домкино, все-таки грунтовка, а не фировский "фирменный" асфальт. Это название такое – асфальт, а на самом деле после снега, мороза, дождя ямочный ремонт превращается… (Помните, как в фильме "Бриллиантовая рука" у героя А.Миронова брюки превращаются)… Превращается ямочный ремонт в еще большие ямы! Чудеса фировской асфальтовой технологии или мистико-магическое испарение денег дорожного фонда?
Скачу-качу на своем двухколесном по грунтовочке: пыль коромыслом сзади, да еще и омываюсь ею от встречных машин. Дорога знакомая, не один раз в тренировочном режиме гонял по ней на велосипеде. Двигатель работает ровненько, без перебоев, а главное, что "овса" в бак закинул не на фировской заправке.
Въезжаю в деревню Заморино, и вдруг
защемило в груди. С чего бы это? Боль не отпускает, радость от поездки исчезла. Вымершая полностью деревня! Думаю, надо остановиться, дух перевести. Так и сделал, "коня" на обочину, а сам пошел через бурьян к разрушенной деревянной часовне. Это я сделал правильно, полегчало.
Полегчало от того, что перенесся во времена царствования Александра Третьего, время правления воспитанника Константина Петровича Победоносцева (1881-1894 гг). Читатель скажет: "эко его занесло куда". Да нет, все в полном порядке, и с головой тоже. Просто в историческом архиве держал в руках документ тех лет. Бумага по фактуре высочайшего качества, написанное красивейшем каллиграфическим почерком: по Новгородской епархии №139 и №1649 архивному реестру Святейшего православного Синода по 2 столу третьего отделения. Дело о постройке деревянной часовни в деревне Заморино. Началось 7 июня 1865 г., кончено 14 июля 1865 г. Крестьяне местной округи испросили разрешение на постройку этой часовни, указав на то, что до приходской церкви в селе Рождестве 14 верст, и им хотелось бы для удобства иметь свое святое место. Митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Исидор на основании 59 статьи Устава благословляет строительство часовни.
А что сегодня мы имеем? Мертвую
деревню с разрушенной часовней, бурьян-траву на бывших плодородных землях под знаменем правящей теперича партии, которая к тому же создала еще "Общероссийский народный фронт". Не поленился, открыл Толковый словарь Ожегова. Фронт – это в основном что-то близкое к противостоянию, военная оперативно-тактическая единица. Так и непонятно, кто кому противостоит, тем более под руководством лидера. Все это гнилые подпорки власти. По науке и практике это говорит лишь о том, что форма и функция государства несовершенна, а точнее всего, мутят воду для удачной "рыбалки".
Вспомнились слова песни Владимира Высоцкого: "…да и в церкви все не так, все не так, как надо" – это в связи с тем, что была у меня беседа с одним приходским батюшкой. Говорил ему, что планирую восстановить часовни в Заморине и Скокове. Ответ его убил меня наповал: "А зачем, там даже народу нет".
Жаль вас, конечно, грешные, что забываете про Божий промысел и про таких великих столпов православия, как митрополит Исидор. Задумайтесь: за годы учебы в семинарии он же Библию перевел на русский язык, да и к Заморинской часовне свою руку приложил. Прихожан-то притягивать надо, а не наоборот!
Ну вот, омылся исторической водицей да глотнул того далекого царского воздуха. В дорогу. "Конь" подвластно дает себя оседлать.
С трепетом в душе и сердце подъез-
жаю к часовне в Жабнах, на родину святого преподобного Нила Столобенского, поставленной на месте могилы его родителей. Радуют глаз оживающие храмовые постройки: пока еще в строительных лесах, но они получают новую жизнь и новое божественное дыхание. Гляжу на эту красоту, и у самого грудная клетка распирается от радости. Грунтовочка оставляет сзади шлейф пыли. Еще под впечатлением от увиденного в Жабнах, все жду встречи с Домкинским храмом. Стыжу и корю себя за то, что раньше не удосужился съездить туда. Объяснений-то особых быть не может – это просто банальный разгильдяйский уклад жизни современного человека, коим я и являюсь. Нет времени, суета заела.
Чего-то опять присел на минорную волну. В голове пошел уже современный винегрет. Моя октябрятчина, пионерия, комсомолия, компартсостояние… И вдруг в одночасье оказываюсь в жестких объятиях Адама Смита. Основал рыночную экономику, но так и не успел сказать последнее прости-прощай марксистко-ленинской ласке. Тиски рыночного уклада экономики внезапно и жестко схватили за горло весь честной народец. Вошли в обиход словечки типа неэффективный, нерентабельный, неконкурентно-способный… И пошел гулять сквозняк по городам и весям. Да сквознячок-то не простой – болезненно микробный, чем-то похож на современную Эболу.
В далеком детстве слышался (запомнилось) шум набегающей морской волны. Но моря у нас нет, а что же это за шум? Это огромнейшая отара овец – по всей ширине дороги в сторону Поддубья. Помню, что со всей этой овечьей стихией управлялся пастух, которого кликали в селе Буденным. В свое время служил он в коннице Буденного, тот даже из Москвы денежное довольствие высылал. Где покоится сейчас сей человек, кто за могилой смотрит? Скорее всего – бурьян, забытье. Как не крути, а все же мы ближе к Иванам, непомнящим своего родства, тяготеем. Когда закончится это падение в тартарары? Кроме нас, никто не ответит и не сделает, но от ответственности и инициативы бежим, как черт от ладана: только меня не трогай, моя хата с краю, у соседа все плохо – у меня на душе хорошо. Правда, есть и некоторые исключения из правил. Не все, конечно, равнодушные и черствые среди нас, грешных и глухо-слепых.
Село Рождество. Не священник, но
больше – своего рода проводник-практик, Евгений Александрович Иванов – мой учитель и краевед. Ведь очень важно при жизни сказать все хорошее о человеке. Душа болит, не на месте она у него – от происходящего, произошедшего со страной, с его родным селом. Несколько лет назад мы вместе поставили крест на сельском погосте, на заброшенной могиле инженера-путейца А.Ф. Баталина. Пока хоть так обозначили место захоронения. Заслуживает ли памяти человек, чьим именем названа железнодорожная станция? Ау, ответьте, власть предержащие!
А вот у Евгения Александровича есть уже рукотворный памятник при жизни. Ответственно заявляю, что Рождественская школа построена именно благодаря ему. Знайте это! А также знайте, что он недостоин забвения.
…Снова я в Королеве на том же перекрестке. Мотор стал задыхаться. К голове усилился приток крови, в ушах появился шум… Пошла вибрация – плач разбитого колокола я ощутил в очередной раз. С трудом поворачиваю направо в сторону Домкина. Вдруг прямо на меня, снижаясь, летит птица – узнаю соколиную породу. Пристроилась в нескольких метрах надо мной и никуда не улетает. Так сопроводила до Домкина. Посмотрел храм, посетил старинное кладбище, пора возвращаться домой. И снова чудо – эта соколиная красота опять меня сопровождает, еще ниже и ближе летит, радуется, и я рулю тоже на подъеме.
Что за природный знак? Из головы
не выходит увиденный Домкинский храм под реставрацией. Вспоминаю по архиву, что в 1864 в июле 29 числа началась перестройка церкви. Документ на 13 листах. Вдова московского мещанина Авдотья Михайловна и сын ее Алексей Петрович Толстяковы 4 февраля 1854 года заключили со священно-церковными служителями Валдайского уезда погоста Домкино контракт на перестройку деревянной церкви, по утвержденному плану, за 3 тыс. рублей серебром. По контракту нужно было начать работы 1 апреля 1854 года и окончить к 1 сентября 1856 года. Окончание возведения каменного храма произошло в 1865 году 11 июня.
Когда я спросил у Михаила Викторовича Поваляева, руководителя "Русского фонда", который непосредственно занимался финансированием и реставрацией храма, почему именно в Домкино он решил приложить свои усилия, его ответ был прост и заслуживает уважения. Он спокойно сказал: этот храм был свободен и готов к реставрации. Так что Михаил тоже войдет в историю восстановления храмов России.
Что же мой крылатый спутник? Я опять подъезжаю к королевскому перекрестку. Снова вибрации, шум в ушах, отчетливо слышу, как разбивается колокол – с грохотом и плачем! А сокол махнул мне крыльями и взял курс на Домкино, высоко и красиво взмыв в небо. Под впечатлением доехал до дома, думая об этом птичьем эскорте.
И вот в сентябре, на Богородицу,
когда уже стемнело, сидя за чашкой чая, мы услышали странные звуки. Я вышел на улицу – звуки стали еще громче, пошел на них. И вдруг с гаража, где стоит мой мотоцикл, со всего маху мне на плечо садится птица. Я сразу понял – это соколиное домкинское чудо. Принесли домой, осмотрели и обнаружили, что сломано одно крыло. Накормили, определили место на русской печке. Вот уже четвертый год он с нами: радует, много "разговаривает". Летает плохо, все же крыло повреждено. Мы стали понимать птичий язык. Рассуждает о России эта гордая птаха, что до сих пор мы являемся сырьевым придатком. Бюджет живет за счет нефте-газовой трубы. Коррупция зашкаливает. На пиаре партии власти уже все меньше и меньше участвуют простых людей (и даже птиц). До 1913 года Россия была без всякой огульной политики ведущей державой в выращивании и продаже зерна. Просто люди трудились на земле, не допуская ее захламления.
А мы что делаем? Вырубаем лес, превращаем район в пустыню. Недаром даже птицы уже летят к людям жить. Это очень тревожный сигнал. Сельская молодежь уезжает ближе к Садовому кольцу... Как будто работы на селе нет достойной...
Пора заканчивать это повествование. Если что-то новое донесет до нас домкинский сокол, то по просьбе читателей газеты обязательно вам расскажем. А пока – пока!
Александр
ГРЯЗЬСКОЙ-РОЖДЕСТВЕНСКИЙ
Категория: Внештатные сотрудники | Добавил: Леля
Просмотров: 576 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 1.7/7
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]