Главная » Файлы » Архив автора » Внештатные сотрудники

Здравоохранение под микроскопом общественного мнения
26 Июня 2014, 11.30
Очередное заседание Совета общественности района, состоявшееся 3 июня, было посвящено проблемам медицинского обслуживания населения района.
Предваряло обсуждение анкетирование жителей района, проведенного по инициативе Общественной палаты области по вопросам качества и доступности медицинской помощи.
Но перед тем, как приступить к анализу итогов анкетирования, слово было предоставлено главному врачу Фировской ЦРБ С. А. Цветковой.
Она отметила, что в настоящее время в районе работают 17 врачей, 67 средних медицинских работников. В 2013 году за пределы района выбыли 4 врача. Трое из-за недостаточной заработной платы, один – по семейным обстоятельствам.
Средняя зарплата врача составляет 28 420 руб., среднего медперсонала –   16 040 руб., младшего – 6870 руб. С 2009 по 2013 год врачебный корпус пополнился тремя специалистами: гинекологом, окулистом, хирургом. Список же недостающих врачей гораздо шире: ЛОР-врач, педиатр, анестезиолог, психиатр, фтизиатр, терапевт.
Главный способ пополнения кадрового состава врачей – заключение контрактов с выпускниками школ на целевое обучение в Тверской медицинской академии. На разных  курсах медакадемии обучается четверо фировчан. Есть предварительная договоренность с двумя выпускниками нынешнего года на целевое обучение в академии.
Не исключается возможность переезда в наш район врача-педиатра, которому гарантировано предоставление муниципальной квартиры. Об этом есть объявление на сайте ЦРБ. 
Но обучение на контрактной основе в медвузе наших земляков не является гарантией обретения молодого специалиста в здравоохранении района. Причин не вернутся в родные края масса.
С 2012 года отрасль содержится областным бюджетом. В рамках районной Программы поддержки развития отрасли здравоохранения на 2014 год предусмотрено выделение 234 тыс. руб., в т. ч. и на стипендии студентам ТГМА, обучающимся по целевому направлению.
Говоря о техническом оснащении медучреждений, С. А. Цветкова заметила, что немало сделано для создания законченного комплекса зданий районной ЦРБ, однако больницам, медпунктам на периферии уделялось недостаточное внимание. Отсюда и проблемы: здание Великооктябрьской амбулатории требует срочного ремонта.
Признала главврач и недостаточную оснащенность ЦРБ и других медучреждений современным оборудованием для диагностики и лечения пациентов.
Немало претензий респонденты и члены общественности предъявили главврачу по поводу сокращения койко-мест в ЦРБ и наличие очереди на плановую госпитализацию.
Оспаривать очевидные вещи не было смысла, и     С. А. Цветкова не стала этого делать, объявив ситуацию "абсолютной регламентацией действий администрации ЦРБ", имея в виду установление министерством здравоохранения области и Фондом ОМС с каждым годом все более жестких нормативов деятельности медучреждений.
Существует лимит на госпитализацию в круглосуточный стационар, а также ограничение пациенто-дней для дневного стационара. В этом причина очередей. Были приведены такие цифры: в 2012 году госзаказ для круглосуточного стационара составлял  12,3 тыс. койко-дней, в 2013 – только         11 000, а на 2014 год план – 1100 госпитализаций.
Министерство здравоохранения и ТФОМС ставят перед районным здравоохранением задачу по обеспечению первичной медико-санитарной помощи, т. е. на уровне врачей общей практики, которых в районе четверо, а вот узкие специалисты – это уже компетенция межрайонных центров.
Вопрос, вынесенный на обсуждение Совета, никого не оставил равнодушным. Присутствующие на заседании главы поселений, врачи, глава района Ю. В. Воробьев и его первый заместитель Р. В. Веселова, заместитель по социальным вопросам – куратор отрасли здравоохранения О. Н. Балуева приняли участие в обсуждении актуальной для района проблемы.
Насколько актуальной, говорят итоги анкетирования. Оно было анонимным. На 13 вопросов анкеты ответили 102 человека. 
Анализ анкет провела  секретарь Совета Г. Ф. Иванова.
Отвечая на вопросы анкеты, каждый респондент высказал свою субъективную оценку положения дел в здравоохранении района, но суммарно они позволяют составить более или менее объективную картину в отрасли.
Как же выглядит районное здравоохранение с точки зрения фировчан? Качество медицинской помощи как:
- хорошее оценили всего 8 человек;
-удовлетворительное  58;
-неудовлетворительное – 36 (более трети).
Вопрос: часто ли вы обращаетесь в медучреждение можно расценивать двояко: как заботу человека о собственном здоровье или как степень доверия медучреждению:
 - очень часто – ответили всего 7 человек;
- часто – 23;
- редко – 65 (более 2/3).
На вопрос удовлетворены ли вы качеством услуг? Ответили "да" – 25 человек, а 77 – сказали  "нет".
Причины, которые определяют негативную оценку, назвали разные:
- наличие очередей в поликлинике – 50 человек;
- наличие очереди на плановую госпитализацию – 20 человек;
- отсутствие узких специалистов – 82;
- замена бесплатных мед. услуг на платные – 29;
- плохое техническое оснащение – 54;
- невнимательность мед. персонала – 54;
- плохая доступность лекарственного обеспечения – 20;
- отсутствие медучреждения по месту жительства - 25.
Приходилось ли использовать личные средства при лечении или обследовании в рамках программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи?  На этот вопрос "да" сказали 64 человека, "нет" – 37.
Качество платных услуг оценили как удовлетворительное – 30 человек;  неудовлетворительно – 75.
Отношение врач-пациент – важный аспект в лечении. Как отличное оценили отношение доктора – 3 человека, хорошее – 21, удовлетворительное – 61, неудовлетворительное – 15.
Отношение среднего медперсонала на "5" оценили  5 человек, на "4" – 63, на "3" – 53 и "неуд" поставили 8 человек.
Удовлетворены ли вы результатами лечения? "Да" ответили  34 человека, а "нет" – 68.
Удовлетворены ли вы техническим оснащением мед. учреждений?
- "да" сказали – 3 чел.;
- "частично" – 43;
- "нет" – 57.
Причины этого названы следующие:
- не хватает сидячих мест перед кабинетами – 32 человека;
- плохое санитарное состояние поликлиники – 20;
- отсутствие пандусов и  т. д. – 26;
- отсутствие диагностического оборудования – 76.
Удовлетворены ли вы организацией работы медицинских учреждений?
 "Да" ответили 5 человек, "частично" – 6 и "нет" – 32.
      
       *     *      *
Ситуация в разрезе медучреждений мало чем отличается от общерайонных цифр, так, по ЦРБ из 62 опрошенных  21 удовлетворены качеством услуг (1/3), 52 человека не удовлетворены качеством предоставляемых медицинских услуг (из 62). 
По качеству услуг больше всего претензий к отсутствию узких специалистов – 54, наличию очередей в поликлинике – 35, столько же респондентов не устраивает техническая оснащенность больницы. Половина опрошенных обращает внимание на невнимательность персонала, четверть респондентов не устраивает очередь на плановую госпитализацию;38 человек заметили, что тратили собственные средства на лечение или обследование в рамках программы госгарантий бесплатной медпомощи.
Отношение врачей к пациентам отметили как удовлетворительное большинство пациентов (39 из 62), а 9 человек оценили неудовлетворительно. Со средним персоналом все обстоит гораздо лучше.
На главный вопрос: удовлетворены ли вы результатом оказанных услуг больше половины (47 из 62) ответили "нет".
Организацией работы ЦРБ не удовлетворены 22 человека.
Обобщенный анализ анкет был также сделан по Великооктябрьской амбулатории и Рождественскому офису врача общей практики. Результаты схожи с ЦРБ.
Некоторые респонденты воспользовались анкетой, чтобы высказать свои замечания, предложения и даже поблагодарить врачей за их труд.
Слов признательности анонимных авторов заслужили районный врач-педиатр И. В. Минаковская и   Н. В. Вавер.
В качестве пожелания двое высказались за открытие в районе роддома. Замечаний было высказано немало. Вот наиболее часто повторяющиеся:
- Часто приходится стоять около кабинета, а врач неизвестно где находится.
- Чтобы получить медицинский полис, приходится долго ждать, на одного человека тратится около часа.
- Длительное время нет пленки в рентгенкабинете.
- Негде распеленать и запеленать ребенка при сдаче анализов.
- Не видели со стороны руководства ЦРБ решения проблемы кадров.
- Недостаточная оснащенность бригад "скорой помощи".
- Фельдшерам и медсестрам платят мало – вот они и уходят.
- Большие очереди к педиатру. Ведь можно же ввести талоны с указанием времени приема.
- Есть факты грубого обращения врачей с пациентами.
- Мало внимания к инвалидам, особенно одиноким.
- В ЦРБ очередь на плановую госпитализацию, а в п. Великооктябрьском нет круглосуточного стационара.
Обсуждение отчета главного врача ЦРБ С. А. Цветковой больше было похоже на пресс-конференцию. В своих вопросах члены Совета, присутствующие формулировали и свою позицию к той или иной проблеме. А вопросы были острые, неудобные, но они назрели и просто вырывались наружу.
Е. А. Иванов, член Совета общественности:
- Как организована профилактика заболеваний? Раньше врачи выступали с беседами в коллективах.
С. А. Цветкова:
- С 2013 года началась диспансеризация населения. За это время ее прошли 600 человек, что является важным средством профилактики многих заболеваний, а также их выявления на ранних стадиях.
А до профилактики, о которой вы спрашиваете, руки не доходят. Врачи очень загружены.
С. В. Малкова, член Совета:
- Приобрели маммограф, есть специалист для работы на нем, а пленки нет. Как объяснить пациенту, почему не работает оборудование, а в стационаре нет лекарств и их нужно приобретать за свои средства. Нет ГСМ для машин "скорой помощи". Почему?
О. Н. Балуева:
– С 5 апреля в областном министерстве лежит заявка. Торгов по ней еще не было.
Дело в том, что с 2014 года по 44-ФЗ все закупки должны осуществляться только через аукцион. Новый работник бухгалтерии запоздала с подачей документов, к тому же они были не безупречны. Я вникала в ситуацию, но пока все без перемен.
Соглашусь с тем, что от одного человека не должен страдать район. Проблема эта на контроле, уроки будут извлечены, надеюсь, такого больше не будет.
Г. Н. Григорьева, член Совета:
- В Фировской школе обучается 276 ребят. Прошел медосмотр. А итоги его для родителей неизвестны.
С. А. Цветкова:
- Не было педиатра, он находился на учебе.
Г. Н. Григорьева:
- В школе нужен врач. Одному медработнику трудно. И еще: на время турслета нас бесплатно обеспечивали необходимыми в этом случае лекарствами. Как будет в этом году?
С. А. Цветкова:
- Нет возможности иметь в школе врача.
О. Н. Балуева:
- Проблем с лекарствами организаторы турслета иметь не будут. Найдем возможность их приобрести.
Н. П. Зубарева, член Совета:
-  Можно ли оплатить приобретенные за свой счет лекарства во время лечения в стационаре?
С. А. Цветкова:
-  Некоторые больные обращаются за материальной поддержкой в отдел соцзащиты.
 Н. П. Зубарева:
- Нельзя ли организовать торговлю лекарствами муниципальной аптеки в больнице для удобства льготникам?
С. А. Цветкова:
- Это вопрос к руководству аптеки.
С. В. Малкова:
- Были ли беседы с теми врачами, которые уволились. Только ли причины материального характера побудили их написать заявление об уходе?
С. А. Цветкова:
- Конечно, беседовала со всеми. Трое сказали, что их не устраивает заработная плата.
С. В. Малкова:
- Ходят упорные слухи, что собирается уехать и  педиатр И. В. Минаковская. Насколько они оправданы?
О. Н. Балуева:
- Ирина Владимировна – единственный педиатр в районе. Она очень загружена: по 50-60 детей бывает на приеме.
Конечно, никакие дополнительные выплаты не могут достойно оценить ее труд. Нужен хотя бы еще один педиатр. Над этим руководство больницы работает.
Р. В. Веселова:
- Как Вы сами оцениваете качество оказываемых медицинских услуг?
С. А. Цветкова:
- Очереди к специалистам объясняются тем, что каждый в единственном числе. Но доктора принимают всех.
 Что касается отношения врачей к больным, то могу сказать так: человеческий фактор присутствует и в нашей профессии.
Л. И. Космакова, член Совета:
- Была на приеме у врача. Больные сидят, ждут, а между тем медсестры одна за другой заходят в кабинет. Нельзя ли решать свои вопросы до или после приема больных?
С. А. Цветкова:
- На приеме с доктором работает медсестра. Других в кабинете быть не должно. Я разберусь.
С. Н. Ефимова, председатель Совета общественности района:
- Расскажите о том, как организована медицинская помощь в отдаленных населенных пунктах?
С. А. Цветкова:
- У нас действуют четыре офиса  врачей общей практики, три из них - на периферии: в п. Великооктябрьский, с. Рождество и п. Сосновка. В их распоряжении пять машин "скорой помощи". Сохранили мы и ФАПы в д. Жуково, Дубровке, во всех провели ремонт.
Прозвучало немало замечаний, реплик, риторических вопросов, на которые члены Совета не получили внятного ответа. Например, такие: 
- Почему нет мониторинга использования рабочего времени врачами?
- Почему, чтобы записаться к стоматологу, нужно договариваться с врачом, а не сделать это в регистратуре?
-  Обязан ли ФОМС оплачивать лекарства, приобретенные за свой счет при оказании услуг, гарантированных Программой бесплатной медицинской помощи?
-  Нет просветительской работы, в т. ч. по борьбе с пьянством и алкоголизмом, по профилактике социально опасных заболеваний, в т. ч. туберкулеза.
- Мало газетных публикаций.
- Разваливается здание Великооктябрьской амбулатории. Нужен срочный ремонт. 
Подвел итог разговора глава района Ю. В. Воробьев:
- Ничуть не умаляя сделанного администрацией ЦРБ в улучшении труда медперсонала, пребывания пациентов в больнице, имея в виду проведенный ремонт помещений, надо уметь признавать ошибки, делать из них выводы и исправлять недостатки.
В организации медицинской помощи жителям района  не все безупречно. И тому есть причины, как объективные, так и субъективные.
Проблема кадров. Она носит общероссийский характер. Но на своем уровне ЦРБ должна использовать все рычаги, чтобы удержать врачей, фельдшеров, медсестер. Глубинка всегда будет проигрывать Москве и Санкт-Петербургу в оплате труда. Но надо полнее использовать стимулирующие факторы. Знать настроение членов коллектива, их нужды и устремления и стараться помочь в решении возникающих проблем и конфликтов.
Не все идеально в организации приема больных. Контроль за тем, как используют свое рабочее время врачи, обязательно должен быть. Нужна и предварительная запись на прием к докторам. Это нетрудно сделать.
Есть проблемы и с реализацией 44 Федерального закона. По данному закону работают все учреждения страны, и это должно быть отработано и отлажено, тогда таких проблем, как  отсутствие лекарств, ГСМ, пленки не будет.
Что касается личных затрат на лекарства при лечении в стационаре, ФОМС обязан возместить затраты.
Здесь Светлана Александровна посетовала, что мебель плохая в больнице, можно было бы и раньше поставить этот вопрос. От нашей позиции очень многое зависит.
Разговор сегодня получился острый, но конструктивный, прозвучало много критики, предложений, и я предлагаю вернуться к этому разговору через три месяца, чтобы посмотреть, что изменилось.
По результатам обсуждения Совет общественности принял рекомендации.
В целях улучшения качества медицинской помощи, эффективного использования бюджетных средств и повышения ответственности медицинских работников за предоставление медицинских услуг Совет общественности рекомендует администрации центральной районной больницы:
- организовать предварительную запись к стоматологу;
- не допускать замены бесплатных услуг на  платные;
- осуществлять контроль за качеством диспансеризации населения, и качеством медицинских услуг;
- вести контроль за режимом работы врача-терапевта;
- осуществлять планомерную работу по профориентации и пропаганде профессии врача, направлять выпускников школ района на учебу в Медакадемию по контракту;
- систематически и целенаправленно вести пропаганду здорового образа жизни, а также просветительскую работу, в полной мере используя для этого районную газету "Коммунар", телеканал "Фирово", встречи в трудовых коллективах и учебных заведениях;
- не допускать сбоев в организации закупок лекарственных препаратов, материалов, ГСМ;
- направить ходатайство от совета общественности в министерство здравоохранения Тверской области об оказании помощи в ремонте Великооктябрьской амбулатории и содействии в приобретении аппарата УЗИ для ЦРБ;
- совету общественности ежеквартально анализировать положение дел с качеством медицинских услуг и выполнением принятых рекомендаций.
              Подготовила
             Г. ИВАНОВА

 

 
Категория: Внештатные сотрудники | Добавил: Леля
Просмотров: 406 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]