Продолжаем нашу традицию публикования лучших научно-исследовательских работ, подготовленных школьниками. Свои первые шаги в науку сделали великооктябрьские четвероклассники под руководством Светланы Юрьевны Яксон. Их коллективное исследование под названием "Тихая моя родина" заняло первое место в районном конкурсе. Продуктом исследования стал альбом "Достопримечательности Фировского района", переданный ребятами в школьный музей.
Из истории Фировского района
О прошлом Фировского района известно немного. Летопись края началась около 10 000 лет назад, когда здесь, в районе Валдая, закончилось таяние гигантского многосотметрового ледника, чей панцирь тысячелетиями сковывал просторы Восточно-Европейской равнины. Примерно в то время и появились тут первопоселенцы. Они пришли сюда по Волге и Днепру с юга и по Западной Двине с запада, лишь только растаял ледник, чтобы первыми занять места, богатые зверем, рыбой и лесными дарами. Произошло интересное переплетение культур и нравов первых поселенцев, о происхождении которых свидетельствуют индоевропейские и финно-угорские корни, сохранившиеся в названиях рек и озер. В Фировском районе почти каждое название – целая страница истории. Мирное сосуществование разных народов определило довольно высокий уровень культуры.
Следы первых поселений эпохи мезолита были обнаружены археологами на берегах реки Шлины. У деревни Городок исследовано городище раннего железного века Варварина Гора, где раскопаны оборонительные сооружения, медеплавильные печи, хозяйственные комплексы и жилища первых металлургов, живших здесь в начале I тысячелетия н.э. Стоянки эпохи неолита и более поздних эпох встречаются и на берегах реки Граничной.
Многочисленные находки археологов свидетельствуют и о высокой культуре населявших этот край в раннем средневековье племен славян-кривичей...
В 859 году в летописи впервые упомянут Новгород, а в 1136 году образовалась Новгородская феодальная республика. В ее состав вошли и валдайские земли, на которых сегодня расположен Фировский район. В "Повести временных лет" дается определение Новгородской земли как "великой и обильной".
В XIII веке Новгород и Псков стали местом воинских подвигов князя Александра Невского, который победил сначала шведов на Неве, а затем немецких рыцарей на Чудском озере. Александр Невский в те времена был хозяином земель, на которых мы с вами живем.
В 1478 году Иван III присоединил к Москве вольный Новгород. А еще несколько лет спустя за сговор и измену вывел из него бояр, житьих людей и купцов, расселив их по многочисленным городкам и городам Московского княжества. Тем самым великий князь лишил своих противников основы их могущества – земли. Владения Великого Новгорода отошли к Москве. Это было самое крупное приобретение московского правителя.
В территориальном отношении Новгородская земля в эпоху Русского царства (XVI-XVII в.в.) делилась на пять пятин: Водскую, Шелонскую, Обонежскую, Деревскую и Бежецкую. Наиболее мелкими единицами административного деления в то время являлись погосты, по которым определялось географическое местоположение селений, производился подсчет населения и их податного имущества.
История церкви Покрова Пресвятой Богородицы в селе Покровское
В Деревской пятине по течению реки Сны (имеется в виду река Цна) расположен Посонский погост. Здесь в деревне Посонье, так раньше называлось Покровское, был сооружен в 1740 г. храм Покрова Пресвятой Богородицы. Позже и село стали называть Покровское. На Руси часто название села связывается с именем храма.
Это была деревянная одноглавая церковь с трехъярусной колокольней на кирпичном цоколе. Стены снаружи обшиты тесом. Она была украшена портиком с колоннами, что чрезвычайно редко для деревянных храмов.
Первая деревянная церковь 1740 года возводилась в селе при финансовой поддержке помещицы Марии Максимовны Хрипуновой, которая владела землями в Городке, Альпакове, Новоселицах. Земли эти наследовала ее дочь – Прасковья Федоровна Львова (урожденная Хрипунова). С 1763 по 1782 гг. она владела землями и, в свою очередь, передала их по наследству дочери своей – Надежде Александровне Львовой – родной сестре выдающегося архитектора XVIII века Николая Александровича Львова.
Имя Николая Александровича Львова (1751–1803) много значит для истории русской культуры XVIII века. Архитектор и инженер, поэт и переводчик, гравер и рисовальщик, изобретатель и исследователь, музыкант и фольклорист, общественный и государственный деятель – вот далеко не полный перечень занятий Львова. Почетный член Академии художеств, член Российской Академии.
Надежда Александровна Львова вышла замуж за Аникиту Сергеевича Ярцова – это еще одна яркая фигура XVIII века. Он был руководителем горнозаводской промышленности Урала, строил машиностроительные заводы. Последние 12 лет своей жизни провел в селе Новоселицы, в имении своей жены. Именно здесь он написал восемь томов "Российской горной истории".
На одном из старинных надгробий у Покровской церкви написано: "Здесь покоится прах статского советника Аникиты Сергеевича Ярцова. Родился 7 августа 1737 года в Барнауле, в Сибири. Умер 2 августа 1819 года в селе Новоселицы". Рядом две могилы сыновей Ярцовых. Там же, в пределах Покровской церкви, нашли последний приют родные Н. А. Львова: бабушка – М. М. Хрипунова, мама – П. Ф. Львова, отец – Александр Петрович Львов, новгородский губернский прокурор, сестра – Надежда Александровна Ярцова (Львова).
В Тверском государственном архиве есть формулярный список за 1863 год, где сказано, что основателем Цнинского ("Великий Октябрь", "Востек") стекольного завода является Леонид Николаевич Львов (1784 – 1847 г.г.) – старший сын Николая Александровича Львова и Марии Алексеевны (урожденная Дьякова, 1755 – 1807 г.г.) От этого брака родилось пятеро детей. Старший сын Леонид получил в наследство от бабушки Прасковьи Федоровны вотчины в селе Покровском.
В 1868 году на средства семьи Львовых-Ярцовых начали строить новый каменный храм Покрова Пресвятой Богородицы. Старая же деревянная церковь была перевезена в Пухтину Гору, где стала церковью Казанской иконы Божией Матери. Но в ночь на 19 августа 2005 года деревянный храм сгорел дотла в результате поджога. У места, где располагался храм, установлены крест и памятная доска.
Каменный храм в селе Покровском строился десять лет. Церковь была устроена в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь подобна кораблю по образу Ноева ковчега. Позже были пристроены два придела.
Наша церковь особенная. Правый, южный придел освящен в честь Воскресения словущего – обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме. У нас осеннюю Пасху поют 26 сентября. Таких храмов в нашей епархии всего два.
Левый, северный придел освящен в честь преподобного Серафима Саровского и святителя Николая.
В Покровском на крутом берегу реки (на Мызе), в давние времена был монастырь, в котором хранилась чудотворная икона Николая Чудотворца Лапотника. На ней святитель был изображен в лаптях, как русский мужик. Очень уж на Руси почитали Николая Угодника, молились ему, считали родным и близким. Отсюда, видимо, и образ в лаптях возник. Утрачена была эта икона, но теперь вновь написана. От монастыря остался лишь фундамент часовни Казанской Божией Матери. На этом фундаменте трудами отца Виктора ныне эта часовня восстановлена.
Советская эпоха, ставшая лихолетьем для Церкви, словно обошла храм в Покровском стороной: службы в нем не прекращались.
В деревне Пухтина Гора восстановлена часовня Казанской иконы Божией Матери. Местная легенда утверждает, что построена она на месте, куда приплыла икона. В ручье, образовавшемся от родника, можно увидеть камни, которые были когда-то фундаментом старой часовни.
Одна из старейших деревень во всем Верхневолжье – Жабны. Как свидетельствуют современные археологические исследования, эта деревня (в прошлом село) появилась во второй половине XII века, всего на 30–40 лет позднее Москвы. Поселения в этих местах были основаны неслучайно. Люди, пришедшие сюда, на водораздел, поставили свои жилища рядом с водой, на берегах некогда существовавшего озера. Около восьми столетий назад появилась целая сеть деревень, среди которых погост Жабна занимал центральное место. В прошлом это был волостной центр, один из тридцати погостов Деревской пятины. Первое упоминание о нем содержится в новгородской писцовой книге 1495 года.
Жабны – родина преподобного Нила Столобенского. Кто были родители преподобного и какое имя носил он в миру – неизвестно. Известно только, что отец и мать его вели благочестивую жизнь и воспитали сына в страхе Божием. Житие преподобного Нила Столобенского – пример редкого духовного подвига во имя веры.
Остров Столобный на Селигере до начала XVI века был необитаем и покрыт густым лесом. В 1528 году поселился на нем смиренный отшельник, будущий прославленный святой – преподобный Нил, прозванный впоследствии Столобенским. Здесь он проводил дни и ночи в молитве, не позволяя себе и на минуту прилечь; отдыхал, облокачиваясь на деревянные крюки, вбитые в стену.
Его подвижническая жизнь, блаженная кончина и чудеса от нетленных мощей, последовавшие вскоре после преставления его, послужили причиной основания на острове монастыря. Так появилась Нилова пустынь.
В центре деревни Жабны стоят две пока не действующие каменные церкви. Престол одной из них освящен во имя преподобного Нила Столобенского, другая посвящена Николаю Чудотворцу. Храмы XVIII и XIX веков стоят на месте старой деревянной Никольской церкви, упоминающейся еще в писцовой книге 1495 года. Рядом с храмами находится древнее кладбище, на котором похоронены родители великого русского святого.
Восстановлена часовня недалеко от захоронения родителей преподобного Нила. Там молятся о всех, кто "отдал жизнь свою за други своя".
Уже почти достроен гостевой дом. Там проделана огромная работа. Начальник скита иеромонах Лаврентий надеется, что уже с осени будут там жить и работать монахи, трудники, и закипит не только строительная работа, но и молитвенная.
Огромная реставрационная деятельность уже проведена в храме святителя Николая. Судьба его трагична и обычна: храм превратился в школу младшего комсостава в войну, затем в зерносклад и склад удобрений (ядохимикатов) и, наконец, в руины. Здание долго стояло без крыши, и непогода беспощадно разрушала его. Сейчас он закрыт от дождя и снега, вставлены рамы, внутри выросли строительные леса. Есть мечты у отца Лаврентия: восстановить второй этаж над храмом и освятить престол в честь Владимирской иконы Божией Матери и возвести над Никольским храмом пять глав, как раньше было.
Рядом колокольня. С нее хорошо видны сохранившиеся с XIX века уникальные кирпичные дома. Колокольный звон возбуждает в душах людей светлое, мирное и радостное настроение. В православном звоне заложена дивная сила, глубоко проникающая в человеческие сердца.
Село Рождество.
Раньше село называлось Холуи. Слово "холуи" – это множественное число от слова "холуй", обозначающего рыболовный плетень, снаряд, яз (см. словарь Владимира Даля).
В материалах Генерального межевания эпохи Екатерины II в деле 1780 года об обмежевании села Холуи сказано: "Село Холуй, что ныне Рождество".
Происхождение этого названия, как и в других местах на Руси, связывается с именем храма. В Холуях первоначально была деревянная церковь Рождества Христова. Но рядом стояла вторая церковь в честь первых русских святых Бориса и Глеба. В начале 1570-х годов в Холуях уже была деревянная Рождественская церковь.
Документ 1780 года упоминает "церковь деревянная во имя Рождества Христова с приделом Рождества Богородицы". Она простояла до начала XIX века.
Согласно Реестру церквей Валдайского уезда 1914 года, в 1820 году в селе была возведена ныне действующая церковь Рождества Богородицы: "Здание каменное крепкое, колокольня каменная крепкая". Слово "каменная" здесь подразумевает кирпичную постройку.
Любопытно, что из храма, посвященного Рождеству Христову, церковь превратилась в памятник Рождеству Богородицы. Почему это произошло – загадка. Возможно, это из-за легенды о явлении чудотворной иконы Рождества Богородицы на источнике – левом берегу реки Граничной. Видимо, в честь этой явленной иконы и был построен новый кирпичный храм, благо в прежнем, деревянном, уже был придел во имя Рождества Богородицы. Нетрудно представить, что за более чем два с половиной века своей жизни деревянная постройка обветшала и потребовала или капитального ремонта, или замены. Интересно, что существующая Рождественская церковь стоит на спланированной площадке, на искусственной насыпи.
В 1935 году церковь была закрыта, а вновь открыта лишь в 1991 году. Настоятелем храма служит сейчас протоиерей Александр Коротяев.
* * *
Мы хотим сказать спасибо всем, кто нам помогал в работе над проектом. Особую благодарность хочется выразить протоиерею Виктору, настоятелю храма Покрова Пресвятой Богородицы; протоиерею, настоятелю храма Рождества Богородицы Александру и скитоначальнику Свято-Никольского скита иеромонаху Лаврентию. Эти люди не на словах, а на деле работают над восстановлением культурного и духовного наследия нашего района. Спасибо им за помощь в поиске ответов на вопросы по истории родного края, благодарим за нужные слова, за теплоту, за душевность и мудрость.
4 б класс Великооктябрьской школы
|