Главная » Файлы » Архив автора » Светлана Цветкова

Духовно-нравственные ценности – основа воспитания современной личности
14 Декабря 2017, 12.52
Рождественские чтения впервые прошли в Москве еще в 1993 году. На церковно-общественном форуме рассматривались вопросы образования, культуры, социального служения и духовно-нравственного воспитания, сообща осмысливались проблемы науки с ракурса православного мировоззрения, а также углубления сотрудничества Русской Православной Церкви и государства.
Рождественские чтения проходят в январе. Им предшествуют региональные чтения в митрополиях и епархиях. До этого проходят чтения на уровне благочиний.
В Тверской митрополии в ноябре-декабре в этом году проходят V Фаддеевские чтения, которые посвящены 145-летию со дня рождения нашего святого земляка-священномученика Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского.
В конце сентября в Вышневолоцком благочинии, в которое входят храмы Фировского района, прошли Владимирские чтения. В них приняло участие духовенство Фировского района: настоятели храмов в Покровском, Рождестве, Фирове, Трестине. А протоиерей Виктор МАЙОРОВ, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы, выступил на чтениях с докладом, который и предлагается вниманию читателей.
 
Нравственные ценности являются историческими и социально-обусловленными. Каждая эпоха и культура имела свои ценности. Древние греки называли нравственные ценности "этическими добродетелями". В число добродетелей входили: благоразумие, доброжелательность, справедливость, мужество.
Христианство говорит о таких высших нравственных ценностях, как вера в Бога, послушание, почитание, смирение.
 
Семья – источник формирования нравственных ценностей
Семья в России была особой ценностью, составляя хозяйственную и нравственную основу жизни людей.
На церемонии вручения орденов "Родительская слава" 1 июня 2015 г. В. В. Путин сказал: "Время и история не раз доказывали абсолютную ценность традиционных семейных устоев. Они всегда берегли и возвышали Россию, делали ее могущественнее и сильнее, составляли нравственную основу нашего многонационального народа..."
Первые задатки нравственных ценностей личности закладываются в раннем детстве. Уже тогда родители объясняют малышу, что такое хорошо и что такое плохо, как в определенных ситуациях поступать правильно, почему что-то нельзя делать и т. д. Проще говоря, они воспитывают его. В детстве все слова взрослых для ребенка являются неоспоримой истиной и не вызывают сомнения. В переходном возрасте система нравственных ценностей подвергается серьезному влиянию со стороны сверстников. Существенная часть нравственных убеждений приобретается именно в этом возрасте и остается с человеком на всю жизнь. Поэтому необходимо:
- способствовать формированию осознанной родительской позиции к воспитанию ребенка через активные методы деятельного подхода;
- повышать статус отцовства и материнства в обществе и пропагандировать успешность семьи;
- популяризировать среди подрастающего поколения ценности семьи и образ благополучной семьи.
 
Связь Божественного и нравственного начала в человеке
Нравственные ценности очень часто связывают с религией. Верующие не подвергают сомнению слова Священных Писаний и живут в соответствии с изложенными там законами. Это существенно облегчает жизнь. Ведь получается, что ответы на главные вопросы давно найдены. И если духовно-нравственные ценности будут близки каждому, общество может стать чище и добрее.
Но жестокая реальность не раз доказывала, что во все времена находились "умельцы", которые интерпретировали учение таким образом, что люди шли убивать ближнего своего в уверенности, что делают это в угоду Богу.
Сейчас, несмотря на то, что все больше становится верующих, что в великие церковные праздники храмы наполнены, что, наконец, мы отходим от навязываемого в советские времена атеизма, люди отдаляются от религии. На смену приходят идеологии общественных движений (к примеру, ситуация в Украине, где происходит братоубийство из-за лжеидеологии). Причем, одному и тому человеку могут навязываться совершенно противоположные взгляды.
Если нравственность отделить от религии, от Божественного начала – она исчезнет. С атеистической точки зрения объяснить наличие нравственного закона внутри каждого человека, будь он верующий или нет, невозможно. Если же мы отрываем нравственность от реальной жизни, то люди превращаются в животных, которыми движет только инстинкт. В истории много примеров, которые доказывают чудовищные последствия внедрения "условной нравственности", когда люди с атеистической точки зрения пытаются объяснить проявление нравственности культурой человека, обстоятельствами, когда человек стремится сам быть "мерой всех вещей". Из таких примеров "условной нравственности" является приход к власти в Германии нацистов, которые объявили нравственным уничтожение евреев; уничтожение в большевистской России верующих.
Проблемы в обществе начинаются тогда, когда нравственные ценности уходят на второй план, заменяются материальными ценностями.
Как уместны здесь слова Л. Н. Толстого: "Для того, чтобы хорошо прожить жизнь, надо понимать, что такое жизнь, и что в этой жизни надо и чего не надо делать".
 
Высокие нравственные ценности
Среди высших ценностей, чтимых русским народом, особое место занимает духовность – самосознание, напряженный процесс "делания" собственной души. Бездуховность народа – бедствие в современном обществе. Умение быть добрым, милосердным, нравственно уравновешенным, культурным, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром, умение прощать – это и есть духовность. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности – любовь.
Высокие нравственные ценности – это визитная карточка полноценной здоровой личности в современном мире. Сформировавшаяся личность должна обладать набором развитых и культивируемых черт характера и индивидуальных взглядов на жизнь, чтобы быть в состоянии общаться с другими людьми, а в будущем создать семью и привить нравственные ценности детям.
Что такое нравственные нормы? Это желание и умение всегда в любой ситуации говорить правду. Честность, умение хранить чужие секреты, способность чувствовать состояние и настроение человека, доброжелательность, вежливость, порядочность. Все эти качества бесспорно важны в жизни каждого человека, и чем больше они развиты, тем увереннее и достойнее он может чувствовать себя.
В наше время можно встретить людей, которые считают моральные и нравственные ценности пережитком прошлого. Существует распространенное мнение, что ради достижения цели все средства хороши. Однако в жизни людей с такими взглядами наступает момент инсайта (озарения), прозрения, когда становится ясно, что именно нравственные ценности могут принести душе умиротворение и счастье. Олигархи и политики, звезды сцены и влиятельные люди однажды приходят к пониманию того, что власть и деньги не могут заменить мира в душе, родственных душ и здоровья.
 
Христианские ценности – любовь к ближнему, смирение, вера
Ценности высшей сферы духовной жизни: чуткость, способность сопереживать, милосердие, патриотизм, семья. Хотя в жизни людей эти качества не всегда проявляются, но они всегда высоко ценятся, а людей, которые ими обладают, уважают и любят. Ценности в их безупречном и совершенном выражении называют этическими идеалами. Этическим идеалом христианства является Иисус Христос.
Духовно-нравственные ценности тесно пересекаются с поиском смысла жизни, когда человек пытается найти более важный смысл своего существования, нежели просто прожить эту жизнь.
 
Залог будущего человечества
В жизни народов вера, нравственность и культура неотделимы друг от друга. Нарушение этого единства приводит к губительным результатам. Нравственная составляющая невозможна без религии, без веры в Бога: только истинная вера дает человеку прочную нравственную основу, осознание высших нравственных ценностей.
Сегодня перед Церковью стоит огромная миссионерская задача, о чем неустанно напоминает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: "Перед современным обществом стоит важнейший вопрос: способна ли система образования и воспитания содействовать становлению человека, призванного Богом не просто сытно существовать, а исполнять – каждому свое – высокое назначение. Для этого надо предложить детям абсолютные идеалы. И такие идеалы способна предложить современному обществу совместная работа церкви и школы как центров гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания. Необходимо систематическое, регулярное, целостное приобщение учащихся к духовно-нравственным идеалам. И нам не надо ничего придумывать, не стоит изобретать какую-то новую философию. Достаточно следовать заповедям, которые нам дал Иисус Христос. Ведь им уже более 2000 лет!"
Необходимо продолжение и расширение просветительной и воспитательной деятельности. В этом деле общественного спасения Церковь и школа являются естественными соработниками. Если мы хотим в будущем иметь духовно сильное, нравственно здоровое общество, то очень важно в молодом поколении и формировать такую систему ценностей, которая была бы ориентирована на представления об абсолютном добре и зле. Именно поэтому необходимо знакомить детей и молодежь с культурой своего народа, к которой относится религиозная культура. Именно через религиозное образование в школе можно и нужно осуществлять нравственное воспитание детей.
Иногда создается впечатление, что мы живем в перевернутом мире, где шкала ценностей опрокинута, где добро названо злом и зло добром, жизнь смертью и смерть жизнью. Идеалы семьи, брака, супружеской верности, чадородия осмеиваются. Каждая более-менее стабильная культура обладает определенной системой общепринятых нравственных норм морали. В христианском обществе такими нормами являются 10 заповедей Закона Божия. Считаю, что только совместными усилиями государства, семьи, общества, церкви и школы можно воспитать духовно-нравственную личность.
Работа по духовно-нравственному воспитанию ведется и при нашем приходе. Руководит группой уже много лет учитель Великооктябрьской школы Татьяна Сергеевна Бужина. Все мероприятия проводятся с целью воспитания духовности, патриотизма, нравственности, любви к Родине и родному краю, православным святыням и святыням Фировской земли.
О том, насколько важна тема, прозвучавшая на Владимирских чтениях, говорит тот факт, что и на Фаддеевских чтениях рассматривался вопрос "Нравственные ценности и будущее человечества". Проведения чтений активизировало духовное просвещение в российской глубинке, служит сохранению духовного наследия, сохранению государственности. А значит, впереди новые образовательные чтения.
Подготовила Светлана Цветкова
Категория: Светлана Цветкова | Добавил: Леля
Просмотров: 295 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]