Главная » Файлы » Архив автора » Вера Яблочкина

Сорок уроков русского
06 Ноября 2015, 16.24
Хочу поделиться с читателями газеты "Коммунар" своим открытием Дара речи. Открыла этот дар для себя, прочитав  новое произведение  Сергея Алексеева "Сорок уроков русского". 
- Такое странное название? При чем тут уроки русского и что в них может быть интересного? Да и знаем мы его из школьной программы, зачем еще сорок уроков? - скажут не читавшие. 
Когда я взяла это произведение со стола у своей мамы – филолога, книголюба, учителя русского с 40-летним стажем работы – название пробудило любопытство. Что может нового почерпнуть она из этих сорока уроков? Зачем, ведь она знает этот язык лучше многих?
После прочтения этого произведения,  которое несет знание и понимание того, что было спрятано,  раскрыла совсем другой смысл слов, более глубокий и ценный. Кем и зачем скрыто? Это вы можете узнать самостоятельно, взяв в библиотеке роман - газету № № 11 и 12 за 2015 год.
Скажу сразу, читать "Сорок уроков русского" придется вдумчиво, медленно, по-другому просто нельзя понять всего смысла и глубины, осознать и прочувствовать это новое открытие. А некоторые места необходимо перечитывать по нескольку раз, чтобы запомнить и принять. Аннотаций к  книгам Алексеева просто нет,  пожалуй, потому, что невозможно в них уместить такой огромной содержательности.
 Приведу лишь некоторые цитаты автора. 
"Единственная радость нашей жизни, которая дается даром, то есть практически без всякого труда и напряжения, это Дар Речи. За все иные, великие и малые, знания приходится платить либо добывать в поту, иногда прикладывая неимоверные усилия своего разума, чувств и порой мышц. А родной язык, природный язык приходит к нам в младенчестве как истинный Дар, будто бы сам собой, вызывая радость и восхищение познания мира..
Тут впервые наше дитя и утрачивает этот Дар в прямом смысле. Если до взрослого вмешательства слово для него имело звучание, вкус, запах, цвет и целый круг ассоциативных представлений, то теперь мы пытаемся убедить ребенка (и себя по определению), что слово имеет корень, суффикс и окончание, да еще предлог или приставку. Понятие "корня" как-то еще укладывается в неискушенном сознании, ибо приближено к триединой природе вещей в мире, а вот суффиксы, префиксы, аффиксы раз и навсегда выбивают ребенка из божественного лона понимания и звучания Речи. Слово напрочь теряет не только смысл, но и прежде всего, свою, открытую детским сознанием и осмысленную чувствами, магическую силу.
Наше, по крайней мере, европейское образование, впрочем, как и наука, выполняют скрытую, но основную цель – подавить божественную природу в человеке. Должно быть, в свое время это отлично понимал М. В. Ломоносов, когда продвинутые немецкие лингвисты пластали живую плоть русского языка, превращая его в безликую массу, в которой можно было легко утопить иные природные понятия, значения и смыслы. Иначе было не насадить технологичности европейского мышления".
Вначале было слово. Итак, СЛОВО. "Начнем с того, что оно редкостное по собственной открытости, не претерпело сколь-нибудь серьезной трансформации, как "солнце" и "древо" и по коренной основе исконно славянское. И корень этот – лов. Еще в недавнем прошлом в обиходе, то есть в живой, звучащей ткани языка, существовало целое семейство слов с этим корнем – ловля, улов, отлов, ловчий, ловкий, ловец. Да, ловля, поистине древнейшая профессия, перестала быть основным источником добычи пищи, одежды и прочих благ, превратилась в забаву, развлечение, потому и стала просто охотой.
Мы и теперь помним выражение "ловкий ум", "умом ловок" и в буквальном смысле, изучая какой-то предмет, ловим его суть, чтобы понять явление в целом. Всю свою сознательную жизнь охотимся за истинами".
И это лишь малая толика знаний, таящихся в слове "слово". А сколько раскрывает автор знаний в словах: "бог", "солнце", "хлеб", "земля", "время", "письмо", "веды", "лад", "карнавал", "любовь", "крепость", "душа", "народ", "власть" и пр. 
Образовательность дара речи заключается не только в информационности слова либо словосочетаний, язык пробуждает историчность нашей памяти, учит мыслить ассоциативно, сообразуясь с логикой и психологией наших предков.
Книги Сергея Алексеева "Слово", "Хлебозоры" и некоторые другие есть в Фировской библиотеке. Уверена, что тому, кто откроет для себя Дар речи, захочется познакомиться и с другими произведениями этого автора, а также с его биографией. 
Очень трогательны пожелания автора: "Пусть во всех домах звучит исконно славянская Речь в ее первозданных красках и наречиях. Пусть бабушки читают внукам сказки, а дедушки рассказывают древние легенды и предания... Пусть мамы поют детям колыбельные, и каждый день новую. Пусть папы, утомленные от добычи хлеба насущного, погрузятся в стихию родного языка классической прозы и поэзии. Пусть вернется традиционный русский обычай громких читок в кругу семьи". 
Присоединяясь к пожеланиям Сергея Алексеева, хочу добавить – все это необходимо нашим детям и внукам, чтобы они не потеряли образ славянского человека.
                    Елена ТИЛЕ
Категория: Вера Яблочкина | Добавил: Леля
Просмотров: 350 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]