Главная » Файлы » О малой деревне замолвите слово

Волость Жабна. Яковлевская волостка
05 Февраля 2015, 13.59
Старинная Жабенская волость, большая часть территории которой приходится на современный Фировский район Калининской области, состояла в ХV веке не из одних только концов. Она включала и так называемую Яковлевскую волостку. Подробное описание волостки имеется в Новгородской писцовой книге 1495 года. Там сказано, что волостка во времена Новгородской республики принадлежала Якову Ивановичу Скомантову, среднему феодалу-землевладельцу. После падения Новгорода и присоединения его к Москве волостка перешла во владение подъячего великого князя московского Ивашки Сухого.
Уже беглое знакомство с описанием Яковлевской волостки не оставляло сомнений, что она располагалась в низовье реки Граничной. В ее составе были следующие деревни: Холуи, Жольницы, Скоково, Становища, Белища, Бисерова Горка, Ермолино, Лядино, Отдыхалово, Пепелниково, Марково, Годышов Брод, Нивки. Из них четыре можно найти на картах ХVIII-начала ХХ веков. А такие населенные пункты, как Скоково, Ермолино (на момент написания книги оно еще жило. Ред.) здравствуют и по сей день. Местоположение Холуев и Годышева Брода определить также нетрудно. Ныне это село Рождество и поселок Комсомольский. Первое находится на Граничной, второй - на реке Шлине рядом с местом впадения в нее Граничной.
Оставшиеся девять деревень, существовавшие еще в ХV веке, как выясняется, исчезли в ХVI-ХVII столетиях. Но их примерное местонахождение позволяет установить план Валдайского уезда 1788 года. Этот замечательный документ хранится в настоящее время в Москве в Центральном государственном архиве древних актов СССР. На плане зафиксированы границы земель, некогда принадлежавшие исчезнувшим деревням, превратившимся в пустоши. Здесь же и те деревни, которые  пощадило время. Они также имеют свои границы. Давайте познакомимся с этим планом более внимательно. Заодно привлечем и письменные источники. Это позволит нам совершить небольшое путешествие по Яковлевской волостке. Наш маршрут начнем с центра волостки – села Холуи.
1. Село Холуи
В 1495 году это было центральное поселение волостки. Здесь располагался двор самого Ивашки Сухого. Надо полагать, что Ивашка не приложил особого труда для своего обоснования на Граничной. Вряд ли он строил дом, хозяйственные постройки. Все досталось ему как бы даром одним росчерком пера великого князя московского Ивана III. Князь выгнал из Новгородской земли всех бояр, землевладельцев небоярского происхождения – богатых горожан, купцов. Он конфисковал  их владения, расселил по разным городам Московии, а в Новгородскую землю направил своих слуг – дворян, раздав им те имения, которые раньше принадлежали новгородцам.
Участки земли слуги московского князя получали за свою службу и верность господину. Перебравшись в Новгородскую землю, они принимали уже готовые, но опустевшие хоромы – обставленные, добротные, где во всем чувствовалась рука хорошего хозяина. В одном из таких дворов и поселился пришлый из Москвы Ивашка. И спал он, видимо, на той же перине, что и его предшественник Яков Скомантов. Все досталось ему сразу: и дворы слуг Михаля и Фролки, и дворы крестьянские, стоявшие неподалеку на склоне, обращенном к реке Граничной. Дворов "христьян" всего три: Федотки Степанкова, Федотки Сенкина и Сеньки. 
Маленькая деревня Холуи - пятидворная. Да откуда быть больше дворов на таких почвах? Впрочем, как ни говори, а земля и здесь кормилица. С трех дворов Ивашке крестьяне платили семь денег, давали коробью ржи, коробью овса, одну пятую коробьи пшеницы и одну пятую  коробьи ячменя, сыр, овчину, горсть льна. Если учесть, что коробья составляла семь пудов, то доход с трех дворов был не таким уж и маленьким. Ржи отдавалась одна треть того, что высевалась.
Такое состояние деревни Холуи на 1495 год беспристрастно зафиксировали писцы, производившие перепись юго-восточной части Новгородской земли. Вот текст самой книги: "Деревня Холуи, а в ней двор Ивашков, а в нем сам живет, а людей его: двор Михаль, двор Фролко, сеют ржи на Ивашка 10 коробей, а сена косят 30 копен, 2 обжи. А христиан: двор Федотко Степанков, двор Федотко Сенкин,  двор Сенка, сеют ржи  3 коробьи, а сена косят 10 копен, обжа. Старого дохода 7 денег, коробья ржи, коробья овса, полчетвертки пшеницы, полчетвертки ячменя, сыр, овчина, горсть льна".
Данный отрывок вводит нас в мир ХV века. Мы сквозь пелену эпох начинаем видеть смутные очертания и двора Ивашки, и пяти дворов сельских жителей. Рядом расположились обработанные поля, а неподалеку к деревне стеной подступает лес. Все также мелка и неширока Граничная, в долине которой стоят стога сена. Все такой же сырой молочно-белый туман в ее пойме поутру.
Почти 180 лет спустя, в 1572-1573 годах, застаем иного хозяина, иные Холуи. Это уже село. Его владелец - Русин Иванович Выпьский. К сожалению, Обыскная книга, сообщившая эти сведения, уделила внимание лишь двум запустевшим полям, крестьяне которых ушли к Григорию Неплюеву в годы опричнины в 1570 году. 
Писцовая книга 1583 года называет владельцем Холуев Дениса Дмитриевича Моклакова. Упомянуты две церкви, явно деревянные: "Деревня Холуй, а в ней церковь Рождества Христова, да другая церковь теплая Борис и Глеб, а дворов: помещиков двор, люцкой, проскуриницын, двор бобыльской - в живущем, два двора бобыльских пустых. Пашни помещиковы паханы полпяты коробьи да перелогом подесятые коробьи в поле, а в дву по тому ж, сена 40 копен".
Знаменательно наличие в "живущем" только одного двора и запустение двух дворов. Это показатель общего разорения Северо-Запада России в годы опричнины Ивана Грозного.
Переписная книга 1648 года указывает на владельцев Андрея и Никиту Микифоровых детей Матюшкиных. Холуи называются опять селом. Впервые указывается точно его местонахождение - на реке Граничной: "За Ондреем да за Никитою Микифоровыми детьми Матюшкиными село Холуй… на реке на Граничне, а в селе храм во имя Рождество Христово деревянной да церковных причетников: во дворе поп Микита Васильев с сыном с Сенкою, да дворы их помещиковы, а крестьян и бобылей за ними в том селе нет".
По сравнению с почти обезлюдевшим селом  1648 года, когда в Холуе кроме попа с сыном и помещиков никто не жил, Писцовая книга 1678 года перечисляет уже десять человек. В это время селом владели сыновья Никиты Матюшкина: "За Федосеем Никитиным сыном Матюшкиным в сельце Холуеве двор ево помещиков, задворные: крестьянин Коземка Захаров, у него сын Карпунька десяти лет, у него ж братья Куземка, Митрока Захаровы, да двор задворного человека Павлушки Петрова. Всего один двор крестьянской. А в нем четыре человека, один двор задворной, а в нем один человек.
За Семеном Микитиным сыном Матюшкиным в сельце Холуеве двор его помещиков да крестьянских дворов: во дворе Ивашко Иванов, у него сын Гришка пятинатцати лет, да двор задворного человека Максимки Гридин,  у него дети Мартынко десяти лет, Понкрашка пяти лет. Всего один двор крестьянский  а людей в нем два человека, один двор задворной, а в нем три человека".
Материалы эпохи Екатерины II указывают на произошедшую смену наименования села. В деле об обмежевании села Холуй 1780 года сказано: "Село Холуй, что ныне Рождество". В самом заголовке этого документа также дается пояснение на двойное наименование села: "Дело об обмежевании села Холуй, Рождество то ж". Такая смена названия, очевидно, связана с изменением характера населенного пункта, ставшего погостом. Рождественский погост, как центр небольшой округи, указан на карте 1772 года. Как известно, иногда погосты называли по церквам.
ХIХ век - период бурного роста народонаселения России. Статистические материалы позволяют  проследить это на примере села Рождества по периодам. Так, в 1864 году, т. е. через три года после отмены крепостного права в стране, в Рождестве проживали 277 человек (мужчин 125, женщин 152). В 1884 году количество жителей  достигло 345 человек (мужчин 184, женщин 161). В 1896 году соотношение мужского и женского населения составило соответственно 238 и 254 человек (всего 492 человека). По данным Первой всероссийской переписи 1897 года в Рождестве было 88 дворов, проживали 210 мужчин и 217 женщин. Эти данные были почему-то занижены по сравнению с 1896 годом. Накануне Первой мировой войны в 1914 году жителей села Рождества насчитывалось 561 человек (мужчин 270, женщин 291).
Село Рождество дожило до нашего времени. С правого берега Граничной оно перекинулось на левый, поглотив старинную деревню Черная Грязь. О древности  Рождества сейчас напоминает силуэт каменной церкви, видный издалека. Если бы не ее удручающее состояние, этот памятник архитектуры мог бы украсить и придать живописный облик всему селу. Ее строили на века. О ней в реестре церквей Валдайского уезда Новгородской губернии 1914 года сказано: "церковь Рождества Богородицы. Построена в 1820 году. Здание каменное, крепкое. Колокольня каменная крепкая". 
Возрождение наших сел и деревень немыслимо без возрождения архитектуры и постижения своих исторических корней. Надо надеяться, что со временем белоснежные стены реставрированного храма, как и опрятные покрашенные фасады всех домов с цветниками, садами, чистая асфальтированная улица вытеснят пыльный, серый и столь типичный для современной Руси пейзаж.
                                 В. БУРОВ,
                     научный сотрудник
 Института археологии  АН СССР
Категория: О малой деревне замолвите слово | Добавил: Леля
Просмотров: 1099 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]